Previous Entry Share Next Entry
Пост про книги
pirogi
pashkovsky
Вот так соберешься, бывало, что-то сказать миру, а мир тебе тут же затыкает рот очередной порцией работы, успехов, здоровья и счастья в личной жизни работы и работы. Тем не менее, в work&life balance наметился небольшой, но приятный сдвиг: я стал больше читать (ну ладно, хотя бы что-то читать). Спасибо за это киндлу и коллегам, которые мне его подарили.
Чем еще удобен киндл, так это возможностью отдельно складировать прочитанное за год. Правда, удобство это носит оттенок смущения. Я вот заглянул в декабре в папку с гордым названием ”Прочитанное (45)”, а там тебе и четырехтомник Довлатова перечитанный, и всякий Максофрай и прочие вещи, о которых как-то даже писать неловко после полугода молчания. Вообще, как выяснилось, я перечитываю книг едва ли не больше, чем читаю. Это печально.
Тем не менее, я решил попытаться хотя бы немного рассказать о том, что я читаю. Для удобства восприятия рассказы будут сопровождаться субъективными оценками, как обычно делает nekudza в своих обзорах.
Итак, если выкинуть все перечитанное, остается вот что:

1. Джон Дос Пассос, “42 параллель”
Очень серьезная книга о классовом разделении в Америке столетней давности. Бедным янки плохо. Богатым янки сначала хорошо, но потом все равно плохо. И бедным мексиканцам тоже плохо, и богатые мексиканцы тоже плачут получают свою порцию страданий из мозолистых революционных лап. И мне тоже плохо: книга тяжело читается не только из-за общей мрачности сюжета, но и из-за экспериментов автора с формой повествования. Может, более искушенному читателю было бы доступнее, но я академиев не кончал.
4/10 – уныло, но зато полотно эпохи и все такое.

2. Эдгар Доктороу, “Регтайм”
Любопытно, что сразу после “42 параллели” мне попалась другая книга о той же самой эпохе. И, конечно, там тоже всем плохо! Такое уж было время: акулы капитализма, эксплуатация, притеснение цветных, вот это все.
Но если Дос Пассос заставлял своих персонажей страдать под лязг ломающихся машин и ружейные выстрелы, то у Доктороу все происходит легко и даже мило – действительно, как будто регтайм звучит в голове. Вообще, конечно, это большое искусство – писать о жутковатых событиях с улыбкой и не казаться при этом циником.
9/10.

3. Иэн Макьюэн, “Мечтатель”
Тут я здорово не угадал с книгой. Скачивая наобум что-нибудь из творчества хваленого автора, я внезапно получил цикл из восьми сказок о мальчике с бурной фантазией. Написана книга явно для детей, но проблемы в ней раскрываются весьма взрослые. В результате я так и не понял, в каком возрасте мне стоило бы ее читать. Возможно, ни в каком.
Кстати, если вы читали Макьюэна, посоветуйте еще что-нибудь – желательно, не в формате сказок.
А, да, 6/10. Пишет-то он действительно хорошо.

4. Джон Уиндем, “День триффидов”
Оказывается, если на Земле расплодятся триффиды (это такие хищные растения), а все человечество разом ослепнет, жить ему станет гораздо тяжелее – особенно в условиях начавшейся пандемии чумы. К счастью, апокалипсис не стал полным, поскольку автор не догадался еще на всякий случай оторвать людям руки, а кое-кому даже сохранил зрение.
Собственно, повествование как раз и представляет собой дневник одного из этих зрячих и рукастых счастливцев. Получилось что-то среднее между “Войной миров” и ”Fallout 2”, но не так увлекательно.
Зато переводил все это дело Борис Стругацкий.
5/10.

5. Элизабет Джордж, “Великое избавление”
Джордж пишет детективы про Англию с большим знанием дела: и графский дворец у нее выглядит как настоящий, и свиньи в деревне очень натуралистично хрюкают. Тем не менее, страсть к впечатлениям легко выдает в ней американку. Помните Агату Кристи? Двенадцать человек убивают одного или, наоборот, один – десятерых, но все выглядит очень пристойно. А у Джорж то несовершеннолетнюю изнасилуют, то оргию устроят, то сигарету потушат об кого-нибудь.
Тем не менее, мне понравилось. Интересный сюжет про идиллическую сельскую Англию (где, как известно еще от Шерлока Холмса, происходят самые отчаянные убийства), многогранные главные герои – тетраэдр и додекаэдр детектив-граф и полицейская-кокни, хороший язык. Мало кто сейчас пишет детективы лучше (а жаль).
8/10.

6. Элизабет Джордж, “Школа ужасов”
Примерно то же самое, но про школьников.
7/10.

7. Михаил Салтыков-Щедрин, “Господа Головлевы”
Не знаю, как вышло, что я эту книгу не прочитал в школе – у меня тогда Щедрин был одним из любимых писателей. А сейчас я читал со смешанными чувствами: Щедрин своих героев выписывает мастерски, но с такой откровенной неприязнью, что начинает слегка мутить. Такое ощущение, что иногда он клал перо на стол, потирал ладони и приговаривал какому-нибудь Иудушке: ”Вот же тебе, гад такой, вот!” И так страниц 200.
Но и так было понятно, что про любовь лучше у кого-нибудь другого почитать.
7/10.

8. Джон Гришэм, “Фирма”
Молодой человек приходит работать в преуспевающую фирму. Там ему приходится осваивать много нового, сдавать экзамены и работать по 16 часов в сутки. Очень, блин, интересно.
К счастью, молодой человек вскоре начинает что-то подозревать: коллеги гибнут, вокруг крутятся какие-то люди из ФБР… В общем, завязывается классический американский остросюжетный остросюжет с участием жуткой мафии и грубых, но решительных полицейских. В конце все гоняются друг за другом по кустам, спотыкаясь о заботливо расставленные там рояли.
6/10. Добротно, но финал, как говорится, немного предсказуем.

9. Энтони Горовиц, “Дом шелка”
Я давно уже слыхал о том, что какой-то американец (блин, опять!) получил франшизу на новые повести о Шерлоке Холмсе. И вот, наконец, я добрался до первого из его творений.
Слушайте, это какое-то эпическое говно! Волей автора (и, возможно, переводчика), бедняге Холмсу пришлось не только совершенно перестать думать и начать носиться по всей Англии с пушкой наперевес, но и заговорить на языке, достойном даже не Лестрейда, а беглого каторжника Селдена.
А что стоило этому Горовицу тихонько вылезти из калашного ряда и писать про ФБР и мафию? Вышло бы нормально, я уверен.
1/10. По полбалла автору и переводчику.

10. Торнтон Уайлдер, “Мост короля Людовика Святого”
Дело было так: где-то в Перу рухнул мост, погибли пять человек. Некий местный монах долго и мучительно пытался понять: что стоит за этими событиями, почему погибли именно эти люди, и что может их объединять? Кажется, он так ничего и не понял, но все равно написал книгу, за которую и попал к инквизиции на костер.
Должен сказать, что я тоже ничего не понял. Детективы – мой удел, увы.
4/10.

11. Лоис Макмастер Буджолд, “Барраяр”
Классика героического фэнтези. Героическая дама по имени Мери Сью Корделия Нейсмит выходит замуж за инопланетного аристократа Эйрела Форкосигана. Где-то через двадцать страниц ее новоиспеченному мужу приходится покинуть брачное ложе и возглавить планету, а еще страниц через десять против него поднимают мятеж злобные местные военные.
Остальные несколько сотен страниц посвящены тому, как Эйрел воюет, а Корделия прячется, чтобы в решающий момент помочь ему всех победить. Прятаться здорово мешает растущий живот, в котором находится Марти Стью Майлз – главный герой следующих 100500 книг барраярской саги.
5/10.

12. Лоис Макмастер Буджолд, “Цетаганда”
Примерно то же самое, но про школьников. В смысле, Майлз Форкосиган уже слегка подрос (больше умом и духом, чем телом), вместе с ровесником-кузеном отправился приключаться на другую планету и там всех героически обхитрил.
Кажется, я только что создал универсальное описание романов Буджолд.
5/10.

13. Акутагава Рюноскэ, “Избранное”
Нелегко, надо сказать, переключаться на Акутагаву с книжек про агентов ФБР и инопланетных аристократов. Настолько нелегко, что я этот сборник читал примерно по одному рассказу в день - все очень тонко и депрессивно. При этом не зацепило совершенно: красиво, но какое-то совсем чужое.
8/10 (из них 11 за красоту текста и -3 за реалии, чуждые рядовому читателю типа меня).

14. Ю Несбе, “Нетопырь”
Хороший детектив, преисполненный скандинавской натуралистичности. В частности, главный герой, норвежский полицейский инспектор – хронический алкоголик. Впрочем, алкоголизм не мешает ему слетать в Австралию (кстати, Несбе отлично ее описывает), найти там убийцу одной скандинавской девушки и даже успеть закадрить другую.
8/10.

15. Ю Несбе, “Тараканы”
Примерно то же самое, только про школьников Тайланд, а не Австралию. Помимо полюбившегося читателю норвежского алкоголика и толп тайцев и китайцев присутствуют также бритая наголо американская дылда-полицейская и однорукая скандинавская девушка. Уверен, однако, что на подобные мелочи вы не будете обращать внимания: читать интересно.
8/10.

16. Стивен Хокинг, “Краткая история времени”.
Что тут рассказывать: Хокинг – гениальный лектор, а книга – золотая классика научпопа.
10/10.

17. Ричард Фейнман, “Вы конечно шутите, мистер Фейнман?”
Еще одно классическое произведение физика – правда, уже в жанре автобиографии. Должен заметить, что автор временами напоминал мне Карлсона – как темпераментом, так и привычкой к дурацким розыгрышам. Впрочем, и подкупающим жизнелюбием тоже.
Одного не понимаю: почему отдельные люди считают эту книжку лучшей в мире автобиографией (Karlsson detected again). Книга как книга.
6/10.

18. Роберт Джордан, “Око мира”
Говорят, Джордан – классика фэнтези. Врут, я надеюсь.
“Око мира” – длиннющий роман, на протяжении которого герои уныло бегут по унылому миру, который грозят вот-вот разрушить (или поработить? точно уже не помню) какие-то унылые темные силы. Автор тщательно пытается нагнать страху, но все равно получается как-то уныло. Кроме того, и шмыгающие по лесам силы добра (человек 8), и гоняющиеся за ними темные всадники зла сильно попахивают каким-то несвежим Толкиеном, что тоже не прибавляет книге вистов.
Радует только то, что в какой-то момент книга быстро, решительно кончается.
2/10.

19. Грэм Грин, “Стамбульский экспресс”
Еще один случай, когда я не угадал с книгой. Грин – отличный писатель, но, как выяснилось, до этого я читал только поздние его вещи. А ”Стамбульский экспресс” Грин написал в 28 лет, и это очень заметно. Сюжет неплохой (думаю, это можно предположить и по названию), но до вершин творчества еще далеко.
Кстати, я недавно слышал, что сам Грин, перечитывая в старости ”Стамбульский экспресс”, отозвался о нем несколько скептически.
4/10.

20. Фредерик Форсайт, “День шакала”
Детектив о том, как неуловимый наемный убийца готовит покушение на Шарля де Голля, а скромный инспектор парижской полиции пытается ему помешать.
Вот это, на мой взгляд, как раз вершина творчества. Все остальное, что я читал у Форсайта, показалось каким-то картоном под клюквенным соусом – сначала про советских, а потом про исламских гадов. В “Дне шакала” все выглядело очень естественно и отлично читалось до самого конца.
8/10.

21. Донна Тартт, “Тайная история”
Юноша из небогатой семьи поступает в университет, где вовсю царит дух 1980-х: пьянки, гулянки, наркотики и беспорядочный секс. Которые, надо сказать, главного героя совершенно не интересуют. Интересует его только греческий язык и прекрасные новые друзья, читающие подлинники Платона. Правда, один из друзей оказывается чуть менее прекрасным, и его приходится убить…
Не пугайтесь, это не спойлер. Читая статью про ”Тайную историю”, я нашел довольно меткое определение ”Whydunit” (по аналогии с популярным ”Whodunit”): в самом убийстве нет никакой тайны – гораздо интереснее, что за ним стоит. И автор настолько мастерски знакомит читателя с героями, что убей они хоть президента Рейгана, это все равно на какое-то время вызвало бы понимание и даже сочувствие. Но только на время. Роман напоминает игру в ”Мафию”: вроде бы уже все, нашли главного негодяя, а еще реплика-две – и негодяем оказывается другой.
Рассказывать я мог бы еще долго, но вы лучше сами почитайте. Донна Тартт пишет гораздо лучше меня.
10/10.

22. Ивлин Во, “Возвращение в Брайдсхед”
Юноша из небогатой семьи поступает в университет… Э-э… о чем это я?
Кажется, сразу же за “Тайной историей” мне попался источник вдохновения ее автора. Действительно, у романов много общего: университет, новые люди, их постепенно открывающийся мир, достоинства и недостатки.
Но это, конечно, совсем другой роман, и читается он по-другому. Я даже не знаю, как описать это ощущение, когда очень грустное повествование все равно время от времени вызывает улыбку.
В общем, проще вам самим почитать Во, если еще этого не сделали.
10/10.

23. Кадзуо Исигуро, “Остаток дня”
Мне кажется, хороший роман о господах и слугах может написать либо англичанин, либо японец: и у тех, и у других эти отношения освящены веками. Неудивительно, что лучше всего (по крайней мере, я не видел ничего лучше) получилось у британского писателя Исигуро.
А еще мне кажется, что “Остаток дня” нужно в принудительном порядке давать читать всем молодым претендентам на работу в Big-4. Может, одумаются.
10/10.

24. Джоан Роулинг, “Случайная вакансия”
Помните, с чего начинается сага о Гарри Поттере? Где-то в Англии живет самая обыкновенная шведская английская семья, весьма отвратная в своей обыкновенности. И всего-то хорошего в этой семье – маленький волшебник в каморке под лестницей, да и тот вскоре улетел, не пообещав вернуться.
”Случайная вакансия” – это целый город семей, знакомство с каждой из которых повергает читателя в отчаяние. Никакого волшебства, никакой надежды, зато сколько угодно тупости, злобы и грязи. Если бы Роулинг не была хорошей писательницей, я бы вряд ли дочитал даже до середины.
Но Роулинг – хорошая писательница.
8/10.

25. Александр Чудаков, “Ложится мгла на старые ступени”
Еще Лермонтов сказал, что история обыкновенного человека может быть интереснее истории целого народа. Книга Чудакова одновременно и доказывает, и опровергает классика: автор собрал под одной обложкой несколько десятков таких вот интересных обыкновенных людей, написав, таким образом, если не историю целого народа, то значительный ее фрагмент.
И да, ”Букер десятилетия” кому попало не дают.
10/10.

"День Шакала" действительно единственная годная книга у Форсайта :-)

На самом деле, есть еще "Ветеран" - это сборник из нескольких вполне симпатичных рассказов.

Я вот не могу собраться писать про книги: чаще всего начинаю пост и стираю потом :)
Из Макъюэна, которого я читал, мне больше понравилось "Искупление".

Ты с такой скоростью читаешь, что рискуешь не закончить пост никогда =)

Ты замечательно пишешь.

Спасибо. Думаю, редактор бы не помешал.

А мне "День триффидов" очень понравилась, но я достаточно давно читала, на первых курсах университета.

А мне кто-то из команды хвалил еще в Питере несколько лет назад. И вот, наконец, осенью руки дошли.

о, ты, оказывается, прочёл Уайлдера! на меня он лет в 18 произвёл совершенно завораживающее впечатление. но в 18. и Каббала тогда же.

у Макьюэна, помимо Искупления, ещё Child in Time ничего. а также краткое содержание Цементного сада но для меня он слишком похож на Барнса, чтобы вот прямо нравиться (хотя они оба велики и прекрасны, не вопрос)</p>

почитать Буджолд тоже, что ли


Кто-то мне говорил, что у Уайлдера все хорошо, кроме той единственной книги, которую я читал.

Киндл прекрасен) Мне на новый год подарили, что бы я наконец прочла все, что мне тут насоветовали. В результате все скачала, прочла 3 страницы "Приключений Кавалера и Клея", а потом от радости загрузила вдогонку всего Фрая. Теперь нужно найти силы выйти из запоя...

Я упомянут - зачет автоматом.

Регтайм неистово плюсую. А Макьюэна рекомендую никакого. По-моему, сильно на любителя писатель.

Мне бы хоть понять, любитель я или нет %)

Мне у Макъюэна понравился "Амстердам", но "Искупление" тоже ок.

Из всего твоего списка читала только две книги:)

О, я тоже две. Ещё одну закрыла на второй странице:)

Кстати, если "День Шакала" понравился, не могу не порекомендовать Джеймса Грейди - "Шесть дней Кондора".

Спасибо за пост. Про книжки всегда интересно.

На здоровье =) Надеюсь начать писать их регулярно, если будет время.

>перечитываю книг едва ли не больше, чем читаю.

Привыкай - с возрастом это увеличивается.

Я вообще не перечитываю, за редчайшими исключениями. В детстве перечитывал. И фильмы не пересматриваю. Когда знаю, что дальше будет, мне совсем неинтересно (я понимаю, что для многих фишка не в этом). Может, когда-нибудь это и изменится.

Я очень люблю Фейнмана (эту книжку, в смысле, от ФЛФ я далека)!

У Буджолд я читала всего Форкоссигана, но зачем — не знаю. А вот её же "Проклятие Шалиона" мне нравилось больше.

Уиндема я читала ооочень давно, и не помню ничего, кроме ощущения общего ужаса =;-)

Акутагаву пыталась, потому что книжку подарил крайне симпатичный мне человек, но не смогла.

О, спасибо, несколько имен себе пометила. Ну и окончательно укрепилась в решении не читать Буджолд и Джордана. Пыталась какое-то время назад, но это свыше моих душевных сил. И люто-бешено плюсую по поводу "Дома Шелка".

Буджолд у меня хотя бы читалась легко, а вот сквозь Джордана я продирался изо всех сил.
И с днем рождения тебя, хоть это и не относится к теме поста =)

я Дом шелка читала и так и на английском, мне и так и так понравилось.
Но я не показатель, мне нравится и ричивский Холмс и бибисишный Шерлок

“Возвращение в Брайдсхед” когда-то произвело очень сильное впечатление. С год назад перечитал - и нет, впечатление никуда не делось, все такой же шедевр.

У Макьюэна читал "Искупление". На мой вкус, оно неплохое, но не более того, необязательное в общем.

ты говоришь «перечитывать» как будто это что-то плохое. я вот перечитав в третий раз «над пропастью во ржи» наконец-то проникся (хотя «великим гэтсби» не проникся и во второй заход) ну и с пересматриванием фильмов тоже - так в выходные пересмотрел full-metal jacket и был гораздо более впечатлен в сравнении с первым просмотром пятилетней давности.
павич же где-то писал, что надо читать книгу когда ты младше героя и перечитывать когда старше.
возвращение в брайдсхед давно читал и как-то был впечатлен, но не сильно. а вот потом позже читал - decline and fall и уже куда лучше зашло хоть и язык цветистый - тяжеловато было читать. но самое любимое у него - «незабвенная»

«мост короля людовика святого» тоже в этом году читал - оценка примерно таже

фейнман понравился на 10/10 - исключительно из-за описания своей любознательности.

Я бы Сэлинджера тоже перечитал, если бы успел прочитать в более нежном возрасте. А теперь, судя по всему, уже поздно.
А больше никакого Уайлдера ты не читал? Если читал, почувствовал ли разницу?

У Макьюэна - Амстердам и Суббота. Искупление и рассказы мне категорически не понравились.
Возвращение в Брайдсхед читала лет 6 назад, а сейчас дошли руки посмотреть фильм - очень понравился, хотя вообще я редко ценю экранизации, так что будет настроение - рекомендую (правда, там Джулия не особо удалась, так что если ты пленен ее образом, то рекомендация отпадает)

Про фильм я слышал хорошие отзывы, да. Не знаю уж, удастся ли посмотреть. А что с Джулией не так?

6 читала, 4 в планах почитать. И ещё три захотелось почитать после твоего поста.
Следующие книги цикла "Колесо времени" пободрее первой.

А что в планах? И что захотелось?

Насчет "избавиться от перечитывания" - мне реально помог сайт Ливлиб. Процент снизился очень существенно.

Ты стала больше нового находить? Или это как-то по-другому работает?

две! стивен хокинг и ивлин во.

Да, не надо было мне забывать про этот комментарий =)

"День шакала", кстати, единственный детектив, который мне очень понравился. Правда, читала его давным-давно.
По Фейнману плюсуюсь, непонятно, чем он всех так восхищает.
А Джордана я умудрилась прочитать 10 книжек подряд (зачем-то когда-то). Слава богу, что не помню из них ничего, кроме идеи о бессмысленности борьбы добра со злом.
Уайлдера я нежно люблю и мне кажется, у него достаточно хороших книг, только других. Эта всё-таки на любителя. Впрочем, тоже читала давно и смутно помню, что понравилась меньше.
На некоторые книжки из твоего списка у меня большие надежды - как раз читаю Доктороу и нетерпеливо-параллельно начала Донну Тарт (невозможно было избежать - о ней не пишет только ленивый, а уж после рекомендаций клёвой peggotty деваться некуда). С the secret history я решила следовать за белым кроликом советам умных людей и читать в оригинале, поэтому в список прочитанных за месяц она явно не успеет войти).
Вообще традиция сводить в список всё прочитанное/просмотренное за период времени очень правильная, надо бы и мне не лениться, тем более, что в отсутствие киндла запомнить всё решительно невозможно.


"Тайную историю" я тоже начал было читать по-английски, потом понял, что получается слишком медленно, и прочел по-русски. И уж не знаю, что там говорят умные люди, но, imho, перевод очень качественный.

И я читала одну из всего списка - "День триффидов", Давно, примерно на первом курсе. Роулинг и Доктороу ждут, пока я покончу с Вербером.

“Остаток дня” нужно в принудительном порядке давать читать всем молодым претендентам на работу в Big-4. Может, одумаются.
Как интересно, у меня совсем другое впечатление осталось: что это не работа поглотила героя настолько, что ни для чего личного не осталось места, а сам он изначально был таким - отстраненным, эмоционально холодным и даже ущербным - а работа просто заняла все имевшиеся пустоты. Кстати, как-то так я себе и представляла бы самурая, если бы мне пришло в голову представлять его внутренний мир.

Гг, я сначала думала, что читала "День триффидов", потом оказалось, что это были "Хризалиды", но теперь я смутно вспоминаю какие-то обрывки сюжета. Кажется, я тоже подхожу к тому рубежу, когда начинаешь уже не читать, а перечитывать :)

После негативного опыта с "Доктором Фишером" как-то даже боязно давать Грину второй шанс.

О, а в "Тайной истории" вот этот момент с убей они хоть президента Рейгана, это все равно на какое-то время вызвало бы понимание и даже сочувствие у меня вызвал скорее тревогу: неужели им это вот так сойдет с рук, потому что они такие необычные, такие особенные, нельзя же с ними как с простыми убийцами и т.п. Но Тартт не разочаровала :) Кровавые мальчики вставали вдоль дороги в полный рост, Раскольников плакал и каялся, общая тайна жгла язык... в-общем, не пощадила она их. Моральным разбором и адекватностью мотиваций удовлетворена :)

Edited at 2014-01-29 05:33 pm (UTC)

а работа просто заняла все имевшиеся пустоты.

Мне кажется, эти пустоты были намеренно созданы главным героем в угоду работе, долгу и т.п. И не работа поглотила героя, а он сам себя ей отдал. Хотя и воспитывали его в таком духе, конечно.

?

Log in