Previous Entry Share Next Entry
Пост про книги
pirogi
pashkovsky
Перечитав еще в январе свой предыдущий обзор, я огорченно вздохнул и решил в этом году ничего больше не перечитывать. Тем более что большинство регулярно перечитываемых книжек я и так помню практически наизусть. Выяснилось, правда, что перечитывание ни на что особо не влияет: новых книг в итоговом списке получилось ровно столько же, сколько было и в предыдущем.
В этот раз техническим спонсором поста стал не киндл, а журнал ”Афиша”, опубликовавший список лучших произведений нашего века. Относиться к мнению экспертов “Афиши” можно по-разному, но уж чтением на полгода они меня обеспечили, за что им большое спасибо. Впрочем, о литературе прошлого тысячелетия я тоже старался не забывать.
Оценки выставлены по тому же принципу, что и в январе: никаких принципов. Никаких баллов за технику и компоненты, только ощущения от прочитанного. Примерно такие:


1. Кейт Аткинсон, “Человеческий крокет”
Из множества недоступных моему пониманию элементов (Шекспир, мысли шестнадцатилетней девочки, Шекспир, путешествия во времени, Шекспир) у Кейт Аткинсон получилась очень милая, хотя и мрачноватая книга. Представьте себе подростка, у которого полно типичных подростковых проблем (кто сказал ”Адриан Моул”?) да еще и оба родителя давным-давно исчезли при таинственных обстоятельствах (нет, Гарри Поттер тоже ни при чем). Это и есть главная героиня, которую автор, посмеиваясь, зашвыривает то в детектив, то в мелодраму, то в семейную сагу.
При этом чувствуется, что книга несколько сыровата: то ли Аткинсон вжилась в роль девочки-тинейджера, то ли ей просто не хватало опыта (“Крокет” – не то первый, не то второй ее роман). Так что если соберетесь читать этого автора, начинайте с какой-нибудь другой книжки.
7/10.

2. Элис Манро, “Жребий”
К сожалению, Манро очень мало переводят на русский язык. Поэтому на пробу мне достался не сборник, как я бы хотел, а всего лишь один рассказ, по которому ничего толком и не напишешь. Могу только сказать, что в который уже раз не понял, за что людям дают Нобелевские премии: рассказ как рассказ, никакой искры гениальности я там не обнаружил. Придется то ли ждать новых переводов, то ли собраться с духом и заставить себя читать Манро по-английски.
6/10.

3. Умберто Эко, “Имя розы”
Не знаю, как так получилось, что до своей первой книги Эко я добрался только сейчас, но это определенно было моей ошибкой. Не сомневаюсь, что я последний такой шлимазл, а все остальные давно уже все шесть романов прочитали.
Кстати, в предисловии к ”Имени розы” есть цитата из более позднего эссе Эко, которую, когда я приду к власти, выбьют на мраморных досках по всему миру: “Я хотел, чтобы читатель развлекался. Как минимум столько же, сколько развлекался я. Современный роман попробовал отказаться от сюжетной развлекательности в пользу развлекательности других типов. Я же, свято веря в аристотелевскую поэтику, всю жизнь считал, что роман должен развлекать и своим сюжетом.”
Золотые слова!
10/10.

4. Луи де Берньер, “Мандолина капитана Корелли”
Сочный роман о радостях мирной греческой жизни, об ужасах войны, о любви, дружбе и других (как правило, менее приятных) проявлениях человеческой натуры.
Книга у де Берньера получилась из тех, которые в один присест не прочтешь: слишком много впечатлений и ярких красок. Но это, слава богу, не какая-нибудь “Игра престолов”: зима далеко, люди, несмотря ни на что, радуются жизни, добро все-таки побеждает, а в гостинице ”Советской” поселился мирный грек.
И еще после “Мандолины” будет очень хотеться в Грецию.
9/10.

5. Элизабет Джордж, “Расплата кровью”
Как можно догадаться по названию – которое, я уверен, вы забудете через две минуты – я прочитал очередной детектив. Видимо, Джордж писала его в лирическом настроении: ни изнасилований, ни жестокого обращения с детьми, и даже убийства какие-то редкие. Тишь и благолепие.
7/10.

6. Элизабет Джордж, “Месть под расчет”
Иногда кажется, что некоторые авторы на досуге придумывают всякие абстрактно детективные названия, а потом, закончив очередной роман, вытаскивают их из шляпы случайным образом. В частности, я уверен, что если этот детектив поменять названиями с предыдущим, 99% читателей ничего не заметит. Более того, это касается едва ли не всех книг Джордж.
А, да, чуть не забыл: это скучноватая книжка про наркоманов.
5/10.

7. Эдвард Морган Форстер, “Комната с видом”
Начал читать еще в прошлом году, но отвлекся на что-то и дочитал только сейчас. В принципе, дочитывать не очень хотелось: Форстер, бывший некогда в большой моде, сейчас выглядит несовременным, а мир условностей, в которых живут его герои, кажется едва ли не надуманным. Так что если вы не поклонник Эдвардианской эпохи, ”Комнату с видом” можете смело не читать.
3/10.

8. Стивен Кинг, “Долгая прогулка”
В какой-то момент я сдался и решил одну книжку все же перечитать под предлогом подтягивания английского. Почему-то “Долгая прогулка” попадается мне именно тогда, когда моя собственная жизнь становится на нее угрожающе похожей. Может быть, потому мне и кажется, что это одна из лучших вещей Кинга – просто попадает под настроение.
И уже трижды прочитав о бесконечных милях асфальта, бесконечной усталости и бесконечно короткой жизни ста американских подростков, я понимаю, что когда-нибудь будет и четвертый раз. Оно того стоит.
10/10.

9. Джонатан Сафран Фоер, “Полная иллюминация”
А вот вещь, которую мне было тяжело читать даже по-русски.
Половина романа написана от лица человека, не владеющего языком повествования. С точки зрения стилистики это гениальный авторский ход, конечно. И еще больший гений – переводчик, ухитрившийся всю эту ересь перевести на русский (вы только представьте себе: перевод на русский текста, написанного по-английски от имени русского переводчика, плохо знающего английский). В общем, все круто, только рядовому читателю (то есть мне) тяжело.
Но этого мало: другая половина романа написана в жанре магического реализма. Когда я приду к власти, магический реализм ограничат в употреблении: эксперименты в этом жанре удавались, кажется, человекам пяти. И Фоер не из их числа.
Но если собраться с силами и отвлечься от стилистических выкрутасов, вы получите очень трогательную книгу о том, как двадцатипятилетний американец ищет свои далекие местечково-еврейские корни.
5/10.

10. Уильям Голдинг, “Шпиль”
Мрачная (а у Голдинга бывают другие?) книга о том, как легко божье предназначение спутать с человеческим безумием. Этим определением я и ограничусь, поскольку думаю, что каждый читатель все равно истолкует ”Шпиль” по-своему.
7/10.

11. Джеффри Евгенидис, “Средний пол”
Даже если де Берньер не научит вас родину Грецию любить, это обязательно сделает Евгенидис. Написанная им история греческого (а с какого-то момента – американского) семейства настолько трогательна, что всякие ее подробности типа родственных браков, лесбиянок и главного героя-гермафродита кажутся совершенно ничего не значащими. Из массы всего, что могло бы шокировать читателя, Евгенидис создал нечто идеально невинное.
И вы полюбите греков, я гарантирую это!
9/10.

12. Джонатан Франзен, “Поправки”
Еще один роман про американское семейство с полными шкафами скелетов. Скелеты эти, однако, не хотят сидеть смирно, всячески досаждают своим хозяевам и, в конце концов, превращают их жизнь в руины.
“Поправки” – это одновременно и очень едкая сатира на современное общество, и страшная история о том, каким безжалостным это общество может быть к каждому из нас. А еще это роман, написанный великолепным языком. Тоже не самое частое удовольствие, между прочим.
10/10.

13. Кормак Маккарти, “Дорога”
Вы не поверите, но это еще один роман про американское семейство. Правда, семейство состоит только из отца и сына, а Америка пережила апокалипсис. Или, точнее, переживает: отец и сын наблюдают это, пробираясь к морю по вымирающей стране.
За этой довольно сильной завязкой следует… собственно, ничего не следует. Идут себе и идут. Вокруг довольно скучно убивают, поедают трупы и ищут добычу. А там, глядишь, и книга кончается.
4/10.

14. Кормак Маккарти, “Старикам здесь не место”
Вот из таких книжек, наверное, и получаются отличные фильмы: крутые преступники и шерифы, деньги, стрельба, кровь и никакого намека на смысл. Правда, в отличие от “Дороги”, у “Стариков” имеется более-менее внятный сюжет. Бывает, что автор и на это не расщедрится.
5/10.

15. Салман Рушди, “Ярость”
Еще одна моя попытка подружиться с магическим реализмом - и опять неудачная. От бурной фантазии Рушди, от его образов и метафор, пестрых, как индийский орнамент, у меня уже в самом начале зарябило в глазах, да так и рябило до конца.
Хотя чувствуется, конечно, что Рушди очень крут как писатель. Не каждому удастся впихнуть в одно повествование профессора-космополита, богоподобную красавицу, людей-кукол, молодых миллиардеров и еще фиг знает кого. Уверен, что кому-то даже понравится – нравятся же людям индийские орнаменты.
5/10.

16. Кейт Аткинсон, “Преступления прошлого”
Две женщины потеряли маленькую сестру, еще одна женщина – взрослую сестру, отец не может найти убийцу дочери. А искать их всех много лет спустя придется детективу Джексону Броуди – обаятельному неудачнику, без которого, видимо, не обходится ни одна книга Аткинсон.
Давайте сразу договоримся: если вы соберетесь читать “Преступления прошлого”, считайте, что это просто книга о людях и их характерах, но ни в коем случае не детектив. Иначе и не читайте, а то будете ругаться и говорить, что полиция так не работает.
7/10.

17. Филлис Дороти Джеймс, “Пристрастие к смерти”
А вот это как раз хороший детектив. Может быть, не лучший у этого конкретного автора – но только потому что планка очень высока.
Да и вообще, если вы любите детективы, обязательно читайте Джеймс. Даже не знаю, есть ли среди ныне живущих авторов еще кто-то, кто мог бы с ней конкурировать.
8/10.

18. Дэвид Лодж, “Академический обмен”
Очень милая история о двух ученых-филологах, англичанине и американце, которым пришлось на полгода поменяться местами. В принципе, ничего нового в таком сюжете нет - да и сам автор сразу намекает, что все это уже давно было у Диккенса. Но сюжет сюжетом, а книга мне все равно очень понравилась: во-первых, я большой поклонник университетской прозы, а во-вторых, у Лоджа отличное чувство юмора.
8/10.

19. Дэвид Герберт Лоуренс, “Любовник леди Чаттерли”
Когда-то давно, еще не начав знакомства с британской литературой, я видел (у Успенского, кажется) шутку о разделении литературы на “новеллы” и “устареллы”. Так вот, “Любовник леди Чаттерли” – самая что ни на есть устарелла. Эпатаж, щедро разлитый по страницам романа, давно уже потерял актуальность. Сословное общество рухнуло, все спят со всеми, и запреты столетней давности теперь вызывают недоумение. А у кого не вызывают, те, думаю, и Лоуренса не прочтут никогда.
4/10.

20. Туве Янссон, “Дочь скульптора”
Представьте себе, что вы научились попадать другим людям в головы (не из рогатки в лоб, в смысле, а туда, внутрь, где мысли думаются). И вот, значит, попадаете вы в голову к какому-нибудь коллеге Петрову, а там все такое родное! И радости знакомые, и проблемы, и заботы. Дедлайн-премия-пятница-понедельник, вот это все.
А потом попадаете в голову к какому-нибудь, например, далай-ламе. И вообще ничего не понимаете: мало того, что мысли какие-то астральные, так еще и не по-русски все. И выбираетесь вы оттуда вроде бы просветленным, но так ничего и не понявшим.
Так вот, от автобиографии Туве Янссон у меня было именно такое ощущение.
6/10.

21. Ален Роб-Грийе, “Ревность”
Из любопытства решил посмотреть, что такое “новый роман”, и взял на пробу первый попавшийся образец. Больше всего прочитанное напомнило мне детские забавы с калейдоскопом: одни и те же элементы бесконечное количество раз меняются местами.
Правда, отложив калейдоскоп, не хочется пожать плечами и спросить, что его автор имел в виду.
Короче, если и есть высший смысл в отсутствии сюжета и вообще какого-либо действия, мне этот смысл недоступен категорически.
1/10.

22. Джеймс Хэрриот, “О всех созданиях – больших и малых”
Проработав всю жизнь ветеринаром, Хэрриот написал потрясающую книгу о людях. Ну, и о животных тоже, конечно.
Не так давно у меня в жизни был довольно сложный период, когда я пытался найти что-нибудь почитать или перечитать вместо условной “Женитьбы Фигаро”. Так вот, как мысли черные придут, сразу хватайте Хэрриота и читайте с любого места. Там столько радости и любви к жизни, что хватит на семью хронических меланхоликов.
10/10.

23. Джонатан Франзен, “Свобода”
Многие считают, что свобода делает человека безусловно лучше. Многие – но не Франзен, персонажи которого в поисках свободы вынуждены мириться с насилием, отрекаться от семьи и разгребать собственное дерьмо. И все это для того, чтобы найти вожделенную свободу и не понимать, зачем она вообще нужна.
И еще один момент, который я оценил. После “Поправок” Франзен перестал глумиться над своими героями и начал им сочувствовать, не опустившись, однако, до нравоучений.
9/10.

24. Ян Флеминг, “Из России с любовью”
После очень “плотного” Франзена захотелось почитать что-нибудь разжижающее мозг. И Флеминг не подвел, обеспечив клюкву небывалой развесистости. Кровопийцы из КГБ, турки с цыганами, “Восточный экспресс” – смешать, но не взбалтывать. И, конечно, неподражаемый Джеймс Бонд, который в огне не горит, в воде не тонет, пулями не пробивается и от алкоголя не хмелеет.
В общем, миссия выполнена: я так хохотался, так хохотался! А зачем еще Флеминга читать?
6/10.

25. Филип Рот, “Возмущение”
Небольшой, но очень пронзительный роман о том, как легко губят людей тупость и косность. Кстати, если его прочитать после Лоджа или Донны Тартт, становится удивительно, как может измениться общество за какие-то двадцать-тридцать лет. С другой стороны, если посмотреть вокруг, нельзя не заметить, что для таких изменений и ста лет может не хватить.
И еще всем диванным воинам очень рекомендую.
8/10.

  • 1
Хаха в этот раз ноль! Зато на днях впервые отправила свой fiction на конкурс :)

Чукча не читатель, это нормально =)

как то наличиствует отсутствие русскоязычных книг

Есть такое дело. Посоветуешь что-нибудь отечественного производства?

Стал чемпионом всего по чгк до того, как прочитал "Имя розы"? Вообще круто.

Чего это всего? Я даже чемпионом Питера никогда не был. О России уж и не говорю.

Вот так почитаешь обзоры умных людей и поймешь, каким серым валенком по земле ходишь, а все про себя что-то более лицеприятное думаешь..
Познавательная функция ЖЖ мне по-прежнему актуальна.
Шпасиба :)

Ладно тебе, тут в комментариях есть такие читатели, что я на их фоне себя чувствую точно таким же валенком.

Завидую твоему умению писать о книгах :)

Это не умение, а терпение =)

можно я просто тут тобой повосхищаюсь? я за лето прочитала 4 (четыре!) книжки. во время учебного года читаю и того меньше.

Восхищаться-то можно, но объективных причин нет: пока я читаю книжки, ты занимаешься другими делами. Думаю, что куда более полезными.

Я вот из Эко читал только первые страниц 50 "Маятника Фуко", после чего меня стошнило, и "Баудолино", который поживее, но не гениален. За "Имя Розы" не могу заставить себя сесть, пока весь Достоевский не прочитан.

У меня было похоже: я тоже когда-то прочитал первые 50 страниц "Маятника Фуко". Стошнить - не стошнило, а вот сблевать - сблевал но Эко читать в самом деле расхотелось. А в прошлом году кто-то мне посоветовал потерпеть и читать дальше. И он-таки был прав!

как обычно, всё очень понятно и знакомо, со многими пунктами прямо согласна-согласна. а также у меня сразу автоматически включился режим "you might also like" %)

Edited at 2014-08-28 11:02 am (UTC)

Ну так рекомендуй, пока не выключился =)
И спасибо за перевод "Свободы".

Кстати, тебе бы мог понравиться фильм "Everything is illuminated", там как раз выкинут весь маг.реализм :)

Забавно, как раз вчера обсуждал этот фильм с коллегой, она ругала. Правда, она от книжки в восторге.

Я и тут отпишусь, что Хэрриот и Евгенидис прекрасные. Хотя я бы не поверила, что "Девственницы-самоубийцы" и "Средний пол" написал один и тот же человек.

А де Берньера и Джордж собираюсь почитать.

Джордж ругает Света Б., и отчасти она права. А насчет де Берньера она права полностью, так что его и читай, наверное.

Из нового романа надо было Саррот.

А в чем принципиальная разница?

Из "Старикам тут не место" вышел оскароносный фильм, а из "Дороги" -- лучшая по куче версий игра (имеется в виду The Last of Us, которая, как я понимаю, очень книгу напоминает, хотя сам не играл).
Наверное, что-то такое есть в этом Маккарти :)

У Маккарти есть книги, которые нравятся мне гораздо больше этих.

Я читала 2 :)))
8, 19 и 20.
"Комната с видом" - вот уж точно мог бы фильм посмотреть, время бы сэкономил :) Он, кстати, неплох.

Чувствую я, ближайший твой путь будет лежать в Грецию. Там и правда здорово :)

8, 19 и 20 - это 3 =)
Кстати, "Долгую прогулку" я впервые читал как раз у тебя дома. Был такой момент, когда вы втроем болели, а я бегал за лекарствами.

фильм «старикам тут не место» мне очень нравится - я раза три смотрел, а книгу не читал. с «дорогой» наоборот - читал и понравилась, а фильм не смотрел.

«шпиль» и «имя розы» читал почти десять лет назад. помню только что понравилось, а почему - не помню)

рушди читал только "midnights children" - очень хорошо.

если ты большой любитель университетской прозы и ещё не читал малькольма брэдбери, то почитай - «doctor criminale», «history man»

Мне у Брэдбери больше всего нравятся "Обменные курсы" (не знаю уж, можно ли причислить их к университетской прозе). Ещё из какого-то этого сегмента я бы посоветовал "Lucky Jim" Кингсли Эмиса.

Из этого списка почти ничего. Голдинга и Кинга читала, но другие вещи. Из романов Эко запихнула в себя "Имя розы", "Маятник Фуко" и "Остров накануне" (так и не поняла, о чем все это); еще читала "Сказать почти то же самое. Опыты о переводе" (понравилось), а лучшее - "Как написать дипломную работу". Если что, это совсем без иронии, мне пригодилось для учебы.

Читала только Эко и Хэрриота, зато последнего раз пять, если не больше. И правда помогает.
Захотелось прочитать биографию Янссон.

+ к Туве Янссон. Причем захотелось начать немедленно, тем более, что дочка у меня сейчас смотрит мультик про мумми-троллей.
Спасибо Жене за рекламу!

кстат спасибо, почитал кое-что из твоего предыдущего списка

Мои оценки того, что я прочитала в этом списке, практически совпали :)

Забыла спросить - а предыдущий список был за тот же период?
Как-то трудно верится, что у занятого человека, живущего в Мск, перечитывание настолько не влияет на временнЫе ресурсы...

Предыдущий был примерно за 8 месяцев, этот за полгода. Кроме того, прошлое лето у меня было гораздо свободнее нынешнего.

Мой лист книг прибавил пунктов.

Читала только "Имя розы", причём начинала раза четыре. Спотыкалась не на "серьёзности и скучности", а на том, что мне казалось просто необходимым разобраться с планом монастыря. Составить же по словесному описанию этот план никак не удавалось.
Чтение пошло успешно, когда в руки попала книга с уже нарисованной картой местности)

"Дочь скульптора" начинала, но дальше первых страниц не пошло.

Прочитал "Поправки".

Ну надо же до такой степени изгадить жизнь себе, попутно не забыв про окружающих, несколькими разными способами.

А переведено отвратительно.

Re: Прочитал "Поправки".

Многие люди так живут, правда. Мне нечего возразить автору.
А что не так с переводом? Я уже деталей не помню, но, вроде, глаз ни за какие явные огрехи не зацепился.

  • 1
?

Log in